Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Тигр выпускает когти, не думая о них, но жертва не может скрыться.
Дракон использует силу, не замечая её, однако гора не может устоять.»
Из поучений мастеров
Г. Л. Олди «Мессия очищает диск»

В. И. Селиванова «О применении термина «субкультура» к драконьему сообществу»

В. И. Селиванова.

4.10.2009 год

Обратившись к изучению драконьего сообщества, я, в первую очередь, столкнулась с вопросом, возможно ли классифицировать драконье сообщество как субкультуру. Заранее предупрежу, что слово "дракон" в данной статье объединяет в себе всех участников драконьего сообщества, разделение этого понятия на более мелкие – тема следующих статей.

На сегодняшний день подробное общепризнанное определение понятию "субкультура" выделить достаточно сложно. Каждый из исследователей даёт свою трактовку этому понятию в зависимости от цели исследования. Приведем несколько вариантов обозначения субкультуры и оценим возможность применения термина к драконьему сообществу.

 

1. В последнее время обзоры разнообразных субкультур стали пользоваться особой популярностью, и их появилось множество. Рассмотрим определение субкультуры, данное в связи с очередным обзором молодежных объединений. Субкультура – это "под" культура. Это ветвь, которая отделилась из множеств общепринятых культур. А если говорить просто, субкультура - это то же хобби, переросшее в образ, а часто и в смысл жизни[1]. Подобного рода заявления чаще всего принимают за основную точку зрения в бытовом разговоре о субкультурах. Отсюда зачастую негативное отношение части носителей субкультуры к такому наименованию. Хотя трудно не согласиться, что, и в драконьем сообществе в том числе, достаточное количество участников появилось в результате увлечения драконами.

Любопытно, что автор чуть позже рассуждает о сознательности выбора сферы интересов: "Почему я употребил термин бессознательного и сознательного вхождения в ту или иную молодежную субкультуру. Ответ прост. Одни, скажем, люди слушающие рок, выделяются в сообщества по интересам, другие же, хоть и слушают эту музыку, но не входят в сообщества, хотя придерживаются на бессознательном уровне философских принципов, принятых в этой субкультуре"[1].

Таким образом, автор допускает возможность неосознанного вхождения в субкультуру. И в этом, определенно, есть доля правды, если мы будем говорить о таком распространенном среди драконов явлении, как осознание. Вхождение в любой коллектив преследует собой цель индивидуума стать его частью (на короткое или длительное время), что подразумевает под собой осознание индивидом себя как части целого. Чаще всего стремление присоединиться возникает в процессе или чуть после осознания себя как личности. Так осознание или осознавание себя драконом зачастую служит причиной присоединения к себе подобным. Любая деятельность, связанная с самоопределением и/или с объединением в коллектив, создает своеобразную культурную вариативность действительности, она включает в себя и материальные, и духовные составляющие. Такого рода действительность существует на протяжении всего пути личностного роста индивида и группы индивидов. Когда влияние вариативной действительности на основную массовую культуру перерастает за рамки личного мнения нескольких человек и обрастает весомым количеством материальных подтверждений существования (в данном случае сайты, статьи, слеты, литература, арт и проч.), такое объединение можно расценивать как субкультуру.

 

2. Исследования, связанные с анализом субкультур как явления, проводятся на протяжении, по крайней мере, трех десятилетий. Существуют статьи, посвященные не только обзору, но и анализу субкультур. "Прежде всего, приставка "суб-" в современном контексте [...] подразумевает, что речь идет о подсистеме культуры как целого. Субкультура не представляет собою самостоятельного целого. Ее культурный код формируется в рамках более общей системы, определяющей основу данной цивилизации и целостность данного социума (ее мы и обозначаем словом "культура"). Субкультуры, как ее подсистемы, опираются на ее культурный код (общий для большинства их и обеспечивающей их взаимопонимание), а, кроме того, ориентированы на постоянный диалог с нею. Этот диалог может принимать формы "обновления культуры", ее "развития", "восстановления традиций" – или "противостояния", "разрушения" и проч., но он необходимый элемент самосознания и самоопределения субкультур. Каждая из них определяется, прежде всего, по отношению к Культуре (господствующей, общепринятой, материнской и т.п.), противопоставляя ей свои нормы и ценности, либо черпая в ней обоснования этих норм"[2].

Ввиду сказанного, можно вспомнить одну из основных догм субкультурного объединения: "Мы - не такие, как вы". Это утверждение актуально и в рассмотрении позиции драконьего сообщества. Самодифференциация членов сообщества (драконов) от представителей основной культуры (людей) достаточно заметна при взгляде, например, в названиях тем обсуждения на драконьих форумах: "Люди против драконов?", "Мой маленький драконий мир", "Не стесняетесь ли вы сказать открыто, что вы дракон?" и т.д.

В этой связи достаточно часто возникают обсуждения, связанные с социализацией в мире людей (т.е. массовой культуры). Создавая свой социальный мир и отделяя себя и драконье сообщество в целом от мира массовой культуры, драконы, однако, активно существуют в области общей человеческой культуры. Они не только играют человеческие социальные роли, но и используют наработки массовой культуры для позиционирования себя как дракона (например, сеть Интернет).

 

3. Понятие "субкультура" существует и в учебниках. Например, такое: "В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура — это подкультура или культура в культуре"[3]. Используем выделенные параметры для анализа:

 

а. Стиль жизни. По имеющейся на данный момент информации, "членство" в драконьем сообществе не подразумевает определенного стиля жизни, отличного от принятого в традиционном человеческом обществе. Участники сообщества играют стандартные социальные роли: школьники, студенты, работники общественной сферы и т.п. В Википедии указано, что жизнь драконьего сообщества, главным образом, происходит в сети. Однако, как видно из прочтения форумов на основных сайтах драконьей тематики и из личного общения, часть драконов знакома "в реале". Это же подтверждают и данные о слетах, указанные в Википедии.

 

б. Ценностная иерархия. Под ценностной иерархией в приведенном определении скорее следует понимать ценностную ориентацию - избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему его установок, убеждений, предпочтений, выраженную в поведении[4]. В драконьем сообществе она определенно существует. Большую часть внимания участники сообщества уделяют духовным ценностям: бытие драконом, отождествление с драконами, социализация в мире людей. Но и материальные ценности играют немаловажную роль в среде сообщества, они активно участвуют в создании и использовании литературы, арта, товаров народного потребления, так или иначе связанных с драконами.

 

в. Менталитет. Менталитет (ментальность) (от позднелат. mentalis — умственный) - образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе[4]. Здесь можно с уверенностью утверждать, что менталитет дракона как представителя сообщества только формируется. Все еще существуют споры между личностями-драконами и личностями-людьми, по той или иной причине чувствующими свою принадлежность к драконам. Уже сама постановка суждений в подобном ключе доказывает, что культурное поле, сформированное драконами разной степени мифичности, существует.

 

4. Встречается и отнесение части общества к субкультуре по размеру: "В принципе любая культурно-специфическая группа в своих культурных особенностях может быть названа субкультурой (вплоть до "субкультуры императорского семейства"), но, как правило, наука до таких крайностей не доходит и определяет в качестве субкультур лишь культуры сравнительно крупных, компактно и относительно изолированно поселенных или иным образом выделяющих себя групп"[5].

Это, пожалуй, самый сложный момент в отнесении драконьего сообщества к числу субкультур. На сегодняшний день мной не найдено опубликованных данных, касающихся даже размеров драконьего сообщества в России. На поверхности лежат, в первую очередь, насколько сайтов, посвященных драконам. Однако в пользу определения драконьего сообщества как сложившегося явления говорит в частности и то, что часть его участников стремится к изучению не только мифических драконов, но и дракона как личности, существующей в современной реальности.

 

Итак, на основании общего анализа и в силу оптимистической направленности исследования, драконье сообщество вполне правомерно называть молодой формирующейся субкультурой. На его молодость указывают сами драконы, обозначая в качестве примерных границ формирования драконьего сообщества конец 1990-х годов. На формирование и развитие сообщества указывает целенаправленное подогревание интереса массового зрителя к драконам посредством попыток самоанализа и самоструктурирования.

 

Сноски:

1. Станислав Свиридов «Молодёжные субкультуры». httpvampiry.net

2. Щепанская Т “Традиции городских субкультур \\ Современный городской фольклор”. М.: РГГУ, 2003. httppoehaly.narod.rusubcult-f.htm

3. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.:Высш. школа, 1999

4. мультимедийная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005»

5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.- с.152-154.


Источник: КИГРУ